План-конспект урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: К.Паустовский «Кот - ворюга».
Цель: Познакомить с творчеством К. Паустовского. Развивать умение анализировать текст, отвечать на вопросы творческого характера и самостоятельно задавать вопросы к тексту.
Совершенствовать навыки чтения.
Воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование: картинки для составления моделей рассказа.
I. Ход урока:
Организационный момент. Жужжащее чтение. Осмысление. (Индивидуальные карточки).
Добрый день, ребята! Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с творчеством К. Паустовского, но сначала давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
II. Проверка домашнего задания.
Работа в парах постоянного состава.
- Какой рассказ мы читали на прошлом уроке? («Ханг и Чанг»)
- Кто его автор? (Юрий Коринец).
- Сейчас мы будем работать в парах. Какое было задание? (выразительно читать текст, составить к нему вопросы и ответить на них).
Далее дети по очереди читают текст – один начинает, другой продолжает. Первый читает до сигнала учителя. Второй слушает и оценивает. Затем они меняются ролями.
- А теперь вам нужно задать друг другу по два вопроса к тексту, выслушать ответы и оценить их, в то время как ваш напарник оценит ваши вопросы.
После завершения работы дети дают оценку ответам напарника.
- Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?
- А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?
Один – два ученика отвечают у доски.
III. Изучение новой темы.
Вступительная беседа.
-Ребята, на доске вы видите портрет. Кто это? (Константин Григорьевич Паустовский). Рассказ подготовившегося ученика о биографии писателя (индивидуальное задание).
Константин Григорьевич Паустовский – русский писатель, автор рассказов о природе родного края. Он знал все «глухие уголки леса, все травы, кустарники, мхи, грибы». Его рассказы полны очарования, ласковой, нежной заботы о лесных обитателях и растениях. Герои писателя с большим чувством и заботой относятся к барсуку , который обжег свой нос, к зайцу с обнаженными лапами, смеются над растрепанным воробьём, любят зверей и птиц.
- Прочитав фамилию автора, можете ли представить, о чем будет произведение?
(Паустовский много путешествовал, поэтому, может быть,он писал о природе).
- Можете ли вы подтвердить эту мысль?
(Да, ведь рассказ называется «Кот - ворюга»).
- Попытайтесь представить себе название в виде вопроса.
(Кот – Ворюга? Почему его так прозвали?), (Этот кот ученый. Он от голода воровал рыбу)
- Но почему ни вор, ни воришка, а ворюга?
(Значит он был огромный! Но где же он жил?)
- Да, сложно ответить на ваши вопросы. Давайте прочтём первый абзац текста.
Чтение вслух одним учащимся.
- Что ещё выяснилось?
(Кто был уличный. Бандит, наверное. Недаром ухо у него разорвано и половины хвоста нет.)
(А может он зимой отморозил и хвост, и ухо, ведь у него нет дома)
- А давайте прочитаем последний абзац.
Чтение учителем.
- Удивительно, вы говорили, что этот кот умный, бандит, вор, а ведь написано, что он ходил по двору как хозяин и сторож.
(А его полюбили люди и взяли в дом)
(Это хороший кот, просто он был голодный)
- Давайте прочитаем текст и разрешим все наши сомнения.
1. Чтение текста. Звучит магнитофонная запись. Дети читают про себя со звуковым ориентиром.
2. Первичное восприятие.
- Чем понравился вам рассказ?
- Когда было смешно?
- Когда вы опасались за кота?
3. Анализ произведения.
А) – Кто главный герой рассказа?
(Кот)
На доске карточка:
Кот
- Какой кот по характеру?
(Хитрый, умный, важный, проворный, озорной)
На доске карточки:
Хитрый Умный Важный Проворный Озорной
Составление модель – описание.
- Скажите «хитрый» всегда является умным? Почему?
На доске: Хитрый = Умный
Б) А теперь составим модель – сравнение. Из предложенных слов нужно выбрать, каким кот был и каким стал.
На доске:
Был Стал
грязный холёный сытый
важный несчастный голодный
Дети составляют модель.
Был Стал
грязный холёный
голодный сытый
несчастный важный
- Как дети отнеслись к коту?
В) Давайте составим ещё одну модель – рассуждение.
(Дети составляют модель, воспроизводя последовательность событий в рассказе)
- Выдели главных героев. Назови их действия и проследи отношение и связи.
Воровал Ловили кота
Попался Поймали кота
Стал хозяином двора Накормили
Г) Работа в парах
- А сейчас вы самостоятельно составьте вопросы к тексту и задайте их друг другу.
На некоторые из вопросов после работы в парах отвечаем коллективно:
- Почему кота прозвали Ворюгой?
- Объясните, почему изменилось поведение кота?
- Как автор относится к коту?
- Какова главная мысль произведения?
IV. Итог урока.
- С каким рассказом мы познакомились?
Кто автор рассказа?
- Какова идея этого произведения?
V. Домашнее задание.
1уровень. Прочитать произведение, озаглавить главы.
2уровень. Пересказать первую главу произведения.
3 уровень. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду. |