Главная » Статьи » Начальная школа

внеклассное мероприятие для 3 класса
Внеклассное мероприятие « На лесных дорожках».

1.Вступительная часть.
Звуковое сопровождение " Звуки леса"
Дети :
Лиза. – Мирас, посмотри, как вокруг чудесно! Сколько света, солнца! Как легко дышится!
Мирас- А ты прислушайся, сколько вокруг звуков!

1.Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою,
Ночью тёмной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?

2 Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!

Учитель 1 - Лес не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса. Как удивительны и уникальны животные и растения! Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожалению не всегда задумывались над этим. Только за последние 2000 лет были полностью истреблены почти 35о видов животных и 200 видов растений.
Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в мир животных, отвечая на вопросы моей викторины.

1.Как по- другому называются земноводные? ( амфибии).
2. Как называется детёныш лисицы? ( щенок)
3. Какое животное носит дом с собой? ( улитка)
4. Кто из животных славится строительным искусством?( бобры)
5. В стае каких животных царит железная дисциплина? ( в волчьей стае)
6. У какого животного ухо на ноге? ( у кузнечика)
7. Какое животное прокладывает под землёй целые галереи? ( крот)
8. Кто есть кто?
Серый разбойник ( волк, получил прозвище за хищничество)
Лесной доктор ( дятел, добывает из стволов и коры деревьев насекомых)
Косой ( заяц, убегая от врага, скашивает глаза, чтобы посмотреть , где находится
преследователь)
Патрикеевна (лиса, получила своё прозвище в честь князя Патрикея
Наримунтовича, жившего 600 лет назад и прославившегося своей хитростью)
Сохатый ( лось, от слова «соха» , на которую похожи его рога)
Косолапый ( медведь, получил прозвище за свою косолапость)
Пернатая кошка ( сова, её так называют за то, что она охотится на мышей)

« Закончи пословицу» .
Волков бояться ….
Не всё коту ….
Лучше синица в руках, чем ….
Знает кошка, чьё ….
На то и щука в реке, чтобы карась ( не дремал)
С волками жить….

Учитель 2 : Знаете ли вы, сколько у вас друзей среди деревьев, кустарников и трав?
На Земле произрастают тысячи разнообразных растений. И среди них очень много лекарственных. Они встречаются в горах, степях, в пустынях, на болотах. Многие растения, употребляемые в пищу, обладают лечебными свойствами.
Знаете ли вы, что животным очень хорошо известны целебные травы? Сибирские олени- маралы- восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи, а раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в народе как средство, которое останавливает кровотечение.
Первое сочинение о лекарственных растениях принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до нашей эры. Он описал более 200 растений, применявшихся в медицине его времени. Через 6 столетий римский врач Гален открыл, что лекарственные растения являются целебными именно потому, что они содержат определённые действующие вещества. И для того, чтобы извлекать эти вещества, надо делать настои, соки, порошки и пилюли из растений.
А знаете ли вы, что приказом Петра 1 в России были созданы при аптеках и военных госпиталях « аптекарские огороды», где разводили лекарственные растения? Плоды шиповника, которые вы не раз видели, собирали и ели, ещё 17 веке высоко ценились, выдавались для лечения только знатным людям по особому разрешению.
Наша страна Казахстан занимает огромную территорию. Трудно представить, какое многообразие растительности порождает богатая природа Казахстана! Среди многочисленных видов растений важное место занимают лекарственные. Сейчас вы о них узнаете.

2. Основная часть.
1) « Зелёная аптека».

Одуванчик.
Учитель 1. – Отгадайте загадку.

Горел в траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился в пух . ( одуванчик). – карточка с названием крепится на доску.
(Казахское название – бақбақ )

Дети : Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь в поля,
Белеют чудо – шарики
На стройных стебельках.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес,
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

Дети : Одуванчик – растение лекарственное. Его применяли от разных болезней ещё в древние века. Сейчас используют в основном корни, которые выкапывают поздней осенью. Одуванчик – многолетнее растение. Корни его остаются зимовать в почве, а надземная часть отмирает. Пьют настои из корня для возбуждения аппетита, при некоторых желудочно - кишечных заболеваниях. Молодые листья одуванчика полны витаминов и вполне годятся в салат. Предварительно их нужно подержать их в солёной воде, чтобы удалить горечь. Массовое цветение одуванчика начинается в мае. Цветущий луг с одуванчиками- красивое зрелище. Цветок ароматен и является медоносом.

Учитель 1 : Люди обратили внимание на способность одуванчика предсказывать ненастье, в неясную погоду корзинка одуванчика закрывается в 3 часа дня или вообще не открывается, а в ясную погоду открывается в 6 часов утра и долго не закрывается, пока солнышко не начинает садиться. Говорят , что появилось это свойство у одуванчика так. Было это очень давно. Земля в ту пору была богатой и прекрасной. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на лугу скромный одуванчик. Но люди любили его за то, что он приносил им пользу. Ранней весной он давал свой нектар пчёлам, девушки плели из него венки, корни его лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому путнику. И вот однажды одуванчик увидел, как нахмурилось небо со стороны степи, появилось множество всадников на быстрых конях, и были они как чёрная туча. В колчанах они несли стрелы и горе на русскую землю. От горя сжал одуванчик свои лепестки, наклонил голову, а корни спрятал глубоко в землю- не захотел служить чужим людям. Прошло время, рассеялись тучи над землёй, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду он приносит людям радость, сияя маленьким солнышком, но чуть только чёрная туча появится на небе и подует холодный ветер, закрывает свои лепестки одуванчик, предупреждая об опасности.

Учитель 2 Как много интересного таит в себе такой обыкновенный цветок – одуванчик!
А теперь речь пойдёт о другом , тоже хорошо известном вам цветке.

Ромашка
Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? ( ромашка ) – карточка с названием помещается на доску.
( Казахское название - түймедагы)

Дети : Знакомые с детства, родные ромашки
Мы рвём на лужайке у тихой реки.
Как белые звёзды средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу…
Ромашка, ромашка!
Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу!
Дети :
Среди многочисленных видов ромашек в медицине используют в основном ромашку аптечную и ромашку пахучую. Ромашка аптечная- однолетнее, невысокое травянистое растение с сильно ветвистым стеблем. Цветки состоят из жёлтой серединки и белых лепестков. Растение ароматное. Цветёт почти всё лето. Ромашка растёт на лугах, в степях, на пустырях, как сорняк. Встречается почти во всех областях Казахстана. Собирают цветки вручную, затем сушат, расстелив тонким слоем. Ромашка пахучая отличается от аптечной тем, что серединка у неё зеленоватого цвета и не имеет белых лепестков. Это американское растение попало в Россию 200 лет назад и быстро распространилось.
Ромашку применяют для лечения при болях в кишечнике, как потогонное средство. Отваром полощут горло при ангине.
Учитель 2
Оказывается, ромашка – растение американское. 200 лет назад её показывали как большую редкость в Петербургском ботаническом саду. Потом она попала в другие ботанические сады, а затем, очень скоро распространилась по всей территории России. Сейчас она растёт повсюду, как сорняк.
Ну а теперь речь пойдёт о другом лечебном растении.
Крапива

Учитель 1 : Отгадайте загадку:

Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Да это же …….. ( крапива ) - карточка с названием помещается на доску.
( Казахское название – қалақай )

Дети : Название растения произошло от латинского слова « жечь», которое указывает на свойство крапивы. Русское название происходит от древнерусского «коприна» - шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки ткани. Долгое время крапива пользовалась популярностью у разных народов и даже специально выращивалась на полях. Крапиве, как прядильному растению посвящена сказка Г.Х. Андерсена « Дикие лебеди». Крапива известна и как пищевое растение. Из её листьев готовят салат, супы, пюре. Не один раз, благодаря своей питательности, она выручала народ в тяжёлые годы войны.
В народе говорят: « Жгучая крапива родится, да в щах пригодится». Как лекарственное растение крапива известна давно. Её рекомендовали при воспалении лёгких, для снятии аллергии, диатезов. В народе говорят : « Одна крапива заменяет семерых врачей».
Стебли и листья крапивы покрыты большим количеством жгучих волосков. Через лупу видно, что каждый волосок, как игла шприца. Кончики этих шипов легко отламываются, а внутри волосков едкая жидкость. Проявил неосторожность- получай сразу сотню уколов! Спасибо говорят крапиве некоторые бабочки, гусеницы которых поедают её листья.

Дети: Я цветы обходил стороной,
Их считал за ненужное диво,
Я искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал ей колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь, мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо.
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов.
Учитель1 :
Благодаря крапиве, многие люди выжили в трудные военные годы. Жестоко голодая, они были рады лепёшкам из крапивы, которые заменяли им хлеб. Для этих людей крапива – не просто злая, жгучая трава, а спасительное растение, к которому они будут относиться с уважение до конца жизни.
А теперь вы узнаете ещё об одном целебном растении.

Подорожник
Учитель 2
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – серёжки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он- как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. ( подорожник ).
(Казахское название – жолжелкен )

Дети. : Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но приятней всех
Обычный подорожник.
Ему , быть может,
И трудней расти
И всё же он с людьми
Находится в пути!

Дети: Идя вдоль лесной опушки по жёлтой пыльной дороге, можно увидеть, как бодро подняли свои соцветия- хлыстики кустики подорожника. Солнце печёт, и над луговыми травами гуляют шмели. Идёшь по траве и снова видишь подорожник тут рядом, как будто шагаешь вместе с ним. Люди давно запомнили подорожник не по внешнему виду, а по свойствам. Врачи высоко ценили его, ведь не всякая трава способна заживлять раны. С его помощью лечили дизентерию, болезни органов дыхания. До сих пор люди используют подорожник. В аптеках можно купить препараты, изготовленные из подорожника, помогающие излечить болезни желудка. Русские названия подорожника связаны с местообитанием его у дороги. Другое – « порезник», « ранник»- даны за ранозаживляющие свойства. А вот как по легенде были открыты эти свойства у травы: « Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнышке. Вдруг из- за поворота выехала повозка Одна змея успела уползти с дороги, другая задержалась, и повозка переехала её. Люди, сидевшие в повозке видели, как одна змея уползла невредимой, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым и исцелила пострадавшую. Этот случай будто и натолкнул людей на мысль использовать растение в лечебных целях.

Выходят дети.
Мирас: - Лиза, как много , оказывается лекарственных растений дарит природа человеку!
Лиза: - Да, это так. А что это за домик прячется в тени деревьев?

Хозяйка леса : В лесу нужно осторожно прыгать и скакать.
И траву лечебную тоже надо знать.
А беда случится, приходи лечиться.
А теперь давайте заглянем в лесную аптеку и посмотрим, что там происходит.
Слушайте внимательно, запоминайте названия лекарственных трав.

2)Сценка « Лесная аптека»

Автор.: Вьётся тропка в тёмной чаще
Под листвою шелестящей.
Скрыт от взора человека
Домик с вывеской « Аптека».
Мудрейшая птица на свете сова,
Всё знает, но очень скупа на слова,
По лесу летает и всё подмечает,
И жителей леса всегда выручает.
Заболеет зверь или птица,
Он сюда спешит лечиться.
( Появляется медведь)
Медведь: Шёл по лесу не спеша,
Ел малину из горшка,
Много съел и вот беда-
Болят живот и голова.
Сова : Ах ты, Мишенька – медведь,
Перестань скорей реветь,
Шиповника ягоды съешь поскорей,
От них ты будешь сильней, здоровей.
( Медведь уходит, приходит лиса)

Лиса : С зайцем играла в догонялки
И наткнулась я на палки.
Их туристы разбросали,
За собою не убрали.
Лапа вот теперь болит,
Не поможешь, Айболит?

Сова : Есть в лесу у дороги трава,
Помогает от ран всем она.
Подорожник найди,
К своей ране его приложи.
И боль твоя тогда исчезнет без следа.

Лиса : Спасибо! ( Привязывает подорожник и начинает прыгать и скакать, уходит )

Автор : Белка беленьким платочком
Подвязала обе щёчки.

Белка : Твёрдый жёлудь мне попался,
Хрустнул зуб и зашатался.
Так болит, нет сил терпеть,
Можешь зуб мой посмотреть?

( Сова смотрит в рот )

Сова : Первым делом для зубов
Отрубей дам и грибов.
Вот и травушка шалфей,
Полощи рот поскорей.

Белка : Спасибо, сова! ( Белка уходит, появляется заяц)

Заяц : Я пришёл спросить совет,
Получить хочу ответ,
Горло у меня болит
И дерёт, и так першит.
Скажи, сова, мне добрую весть
От ангины средство есть?

Сова : Вот ромашка, ешь её
Она горло вылечит её.
До свиданья, будь здоров,
Обходись без докторов.

Автор : Так встречает всех с приветом,
Помогает всем советом.
Летом травы собирает,
Всем здоровье сберегает.
Учитель 1:- Какими травами лечила зверей сова?

Танец русский народный

Теперь, когда вы так много узнали о растениях, я думаю вы легко ответите на вопросы викторины.
1.Что за трава, которую и слепые знают? ( крапива)
2. Какие деревья и зимой зелёные?
3. Назовите цветок- символ весны в Казахстане. ( тюльпан)
4. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой?( смородина)
5. Какими растениями лечат простуду? ( мать и мачеха, подорожник, душица, мята и др.)
6. У каких деревьев растут шишки? ( ель, сосна, кедр, лиственница)
7. Название какого растения говорит о том, где оно растёт? ( подорожник)
8. Какой цветок лето начинает? ( колокольчик)
9. Листья каких деревьев осенью краснеют?( рябина, осина, клён)
10. В каком месяце появляются первоцветы? ( апрель)

Песня

Итог мероприятия. ( учитель)
Я думаю, наш маленький праздник растений вам запомнится. Вы узнали много нового о самых обычных растениях, которые встречаются на каждом шагу. Теперь вы будете внимательнее относиться к ним, беречь и сохранять их для нашей же пользы.
Категория: Начальная школа | Добавил: мелок (21.01.2015) | Автор: Елена Мельникова E
Просмотров: 1019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]