Главная » Статьи » Начальная школа

Реализация воспитательных задач на уроке чтения в начальной школе
Основу всестороннего развития детей закладывает школа. Важную роль в этом процессе играю уроки чтения. Воспитание младших школьников в учебной деятельности представляет собой сложный, противоречивый процесс. Трудность состоит в том, что воспитательные задачи на уроке чтения не являются главными, они рассматриваются как дополнительные, второстепенные по отношению к образовательным задачам. Сегодня ученик идет в школу не за тем, чтобы быть более честным, справедливым, волевым, добрым, трудолюбивым, а для того чтобы получить знания. Чтобы воспитательные задачи не были вспомогательными для овладения учебным материалом, учителю необходимо большое внимание уделять проблеме формирования у детей мотивационной готовности к воспитанию самих себя на уроке. При этом возникают противоречия между теми нормами нравственности, которые предлагаются учителем или учебным материалом, и представлением о нравственности в личном опыте ученика.
На уроке чтения младший школьник проявляет себя как личность со свойственными ему преимуществами и недостатками. Его поведение, эмоции и чувства, отношение к себе, одноклассникам, учителю, учению определяются внутренним миром, а не только той моделью поведения, которая ему предписывается учителем. Нравственные ситуации будут разрешаться не по предлагаемому учителем образцу, а исходя из собственных рассуждений и действий школьника, если педагогическая ситуация на уроке будет приближена к нравственным отношениям детей, их опыту взаимоотношений и этических оценок.
Противоречивость осуществления воспитательных задач на уроке чтения заключается в том, что степень сформированности нравственных качеств личности у детей неодинакова. Известно, что на одном уроке у детей невозможно воспитать честность, или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Реализация воспитательной задачи создает тенденцию к формированию планируемого качества личности. Чем сильнее выражена эта тенденция, тем выше результативность воспитательного процесса. Сделает ли младший школьник шаг вперед в своем духовном, нравственном развитии или останется на прежнем уровне, зависит от педагогического мастерства учителя, от его понимания теории и методики воспитательного процесса.
Если учитель затрудняется подобрать конкретную формулировку воспитательной задачи, значит, воспитательная работа недостаточно ясно им осознается. Поэтому постановка воспитательной задачи в конспекте урока необходима не для проверяющего, не для соблюдения методических требований, а для самого учителя как первый шаг к педагогическому мастерству.
Рассмотрим виды воспитательных задач на уроке чтения, знание которых помогает в формировании и совершенствовании качеств личности школьников в процессе изучения учебного материала:
- формирование нравственности;
- формирование чувств и эмоций;
- формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
- формирование волевых качеств личности;
- физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья;
- формирование умения общаться в группе и коллективе.
Определив вид воспитательной задачи на данном уроке, следует найти то качество личности, для формирования или совершенствования которого наиболее подходит изучаемый учебный материал. Чем более сильное впечатление произведет на ученика учебный материал, тем более свободно и непринужденно он будет выражать свои чувства, суждения и мысли.
Вид воспитательных задач, связанный с формированием нравственных качеств личности ученика в процессе изучения учебного материала, наиболее распространен в практике начальной школы. Первый шаг к воспитанию нравственных качеств личности школьника на уроке чтения в том, чтобы выявить его субъективное, личное отношение к учебному материалу, к тому, как он оценивает ситуации текста с точки зрения своего жизненного опыта.
В опыте каждого учителя должны быть уроки, на которых доминирующей, основной задачей являлось бы формирование определенных чувств, определенного настроения у детей, чтобы результативность подобных уроков оценивалась не по знаниям, а по возникающим у детей чувствам. На каждом уроке чтения у детей возникают переживания, а изучение учебного материала сопровождается меняющимся или постоянным настроением. Однако учитель не всегда замечает, какие чувства возникают у каждого ученика, какова степень их воздействия на учебную деятельность и взаимоотношения детей. Ведь ученик старается не проявлять своих чувств, если он отрицательны, по отношению к учебному процессу на уроке, к одноклассникам, действиям учителя.
При реализации воспитательных задач, направленных на формирование эстетического отношения младших школьников к окружающим явлениям действительности, также главным является субъективное впечатление, которое производит учебный материал на младших школьников. Главное в том, чтобы в сознании детей создалась тенденция к эстетическому отношению к окружающим явлениям действительности, изучаемым в данном учебном материале.
Другие виды воспитательных задач также направлены на формирование определенных качеств личности. Суть в том, чтобы процесс их реализации на уроке был доминирующим или в течение всего урока, или в определенные временные интервалы. Например, можно на уроках чтения можно применять элементы здоровьесберигающей технологии обучения. Тогда урок будет включать самостоятельную воспитательную задачу, реализация которой формирует у детей интерес к физическому развитию.
В настоящее время на уроках чтения часто используются групповые формы организации учебной деятельности. Они повышают познавательную активность детей, способствуют более продуктивному овладению учебным материалом. Однако, при организации парных, групповых, фронтальных форм обучения можно отдавать предпочтение не образовательным, а воспитательным задачам, смысл которых заключается в формировании умений различных видов общения детей в группах. Нельзя думать, что дети сами собой научатся общаться друг с другом, испытывая при этом добрые намерения и чувства, этому необходимо учить. Реализация этого вида воспитательных задач также помогает нравственному становлению личности младшего школьника.

Литература:
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
2. Баранов С.П. Воспитательные задачи на уроке. – Начальная школа. – 1990. - № 2. – С. 6-10
Категория: Начальная школа | Добавил: TatyanaNikolaeva (05.02.2015) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 4384 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]