Главная » Статьи » Начальная школа

Элементы сюжетно-дидактических игр на уроках математики в начальной школе
В первое время пребывания в школе большая часть детей не воспринимают учебный труд как учебную деятельность, со всеми ее принципами, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности у них нет еще нужных умений и навыков, не развито внимание, усердие, работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьезный вид игры, с новыми правилами и результатами. Но у детей есть большее желание получать знания. Все это обязывает строить учебную деятельность детей принципиально по-новому. В ней должны быть связаны понятия «урок» и «игра». Невозможно вообразить урок в первом классе без игры, ибо игра остается для них ведущей деятельностью. Учителю необходимо стремиться создавать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая дала бы возможность каждому ребенку показать себя. Такую ситуацию помогает реализовать сюжетно-дидактическая игра, которая содействует и развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал.
Создание игровой атмосферы на уроке снимает утомление, дает возможность удерживать внимание. Игра ставит учащегося в ситуацию поиска, вызывает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, сосредоточенным, хватким, изобретательным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Немалые педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. Под педагогической позицией понимается потребность поделиться с кем-то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проследить или исправить действия кого-либо и т. д.
Учащийся, которому в соответствии с игровым сюжетом нужно «обучать» присутствующих на уроках литературных персонажей, героев мультфильмов или «помогать» учителю, совершающему преднамеренные ошибки, испытывает довольство тем, что делится своими знаниями и умениями с другими, осмысливает свою значимость, приобретает потребность в непрерывном расширении границ собственных возможностей.
Работая в начальной школе, учителю необходимо много думать, искать, творить. При разработке игр или использовании опыта коллег по разработке дидактических игр приходится следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети принимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения – эмоциональность, непринужденность, увлекательность. В ходе игры на уроке математики ученики неощутимо для себя выполняют различные задания, где от них требуется сравнивать множества, выполнять арифметические действия, упражняться в устном счете, решать задачи.
Игры или несколько элементов игры, подобранных на одну тему тесно связанных с материалом учебника, дают ценный результат. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Важно с самого начала заинтересовать ученика, поэтому урок должен начинаться с игрового момента.
Учитель говорит:
- Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. (Учитель показывает изображение Лунтика) Дети, как его зовут? Он принес нам письмо от Кузи. (Зачитаем письмо, в котором изложена просьба о помощи в решении задачи, примера и т.д.). Ребята, поможем Лунтику и Кузе?
Все хотят помочь своему любимцу. Дети стараются решать все верно, чтобы на них обратил внимание и похвалил наш гость.
В гости к детям приходят необычные животные. Они приносят в разноцветных конвертах задания, например, сравнить числа, решить примеры или задачи. Приводит гостей, мягкая игрушка-кукла Маша из мультфильма «Маша и медведь».
Перед Новым Годом дети встречаются с Дедом Морозом. Выполнив все задания (нахождение ошибок в примерах и исправление их, угадывание числа которое на несколько единиц больше или меньше данного), дети помогают Деду Морозу вернуть похищенную Снегурочку.
Большую работу необходимо проводить с первого года обучения над составом числа. Это основа для дальнейшего изучения сложения и вычитания в последующих классах. Так, например, при проведении устного счета учащиеся могут снова помочь Деду Морозу, используя индивидуальные карточки.
Учитель:
- Дед Мороз спешит зажечь звезду. Мы должны помочь ему. Кто быстрее это сделает? Помогают Деду Морозу и его друзья. Итак, вперед! К числу записанному в квадратике на санях, надо при подходе к зайчику прибавить (вычесть) какое-то число, затем с полученным ответом подъехать к елочке и опять произвести нужное действие. И так до конца пути.
Каждый раз, как только дети получают ответ, они раскрашивают нужную цифру на полоске внизу в определенный цвет – этот цвет определяет цвет дорожки. От саней до елочки – желтый, значит, два ответа будут закрашены внизу на ленте желтым цветом, от елочки до лисы – синий цвет, от лисы до снеговика – зеленый. Затем проводится проверка: какие числа и каким цветом закрашены. В конце закрашивается кружочек, а потом звезда.
Так в процессе проведения сюжетно-дидактической игры при помощи карточек осуществляется самостоятельная деятельность ребенка, самоконтроль и самопроверка, которая впоследствии дает хорошие результаты.
Иногда на уроке используются сюжеты любимых сказок, знакомых детям с ранних лет. С интересом можно работать со сказкой «Теремок». Только всем, кто просится пожить в домике дается задание, например, взобраться по числовой лесенке, составить примеры с ответом 2,3,4,5,6. Дети помогают всем, потому что хотят, чтобы все жили дружно под одной крышей.
Таким образом, планируя проведение игры на уроке, учителю необходимо помнить, что урок – это труд, а игра – только ограниченный компонент урока, которой служит свершению основной цели.
Категория: Начальная школа | Добавил: TatyanaNikolaeva (19.02.2015) | Автор: Татьяна, Светлана E
Просмотров: 1261 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Светлана2327  
спасибо за статью) очень интересный материал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]