Главная » Статьи » Начальная школа

Интеллектуальная игра-конкурс «Знатоки русского языка» 4 класс
Интеллектуальная игра-конкурс
«Знатоки русского языка» 4 класс.

Цели мероприятия:
1. Воспитывать интерес к русскому языку, стремление к знаниям
2. Формировать позитивное отношение к предмету, повышение престижа знаний.
3. Развивать логическое, творческое и нестандартное мышление, внимание, наблюдательность
4. Обогащать словарный запас
5. Расширять кругозор учащихся
6. Выявление одарённых учащихся, для дальнейшей работы с ними.
Оборудование:
 проектор
 интерактивная доска или экран
 сигнальные карточки с цифрами от 1 до 5 для участников
 6 ручек для участников 2 этапа
 для жюри ручки, бумага.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.
(А.Н.Толстой)
1. Правила конкурса.
В 1 туре участвует 10 человек. На экране появляются вопросы и варианты ответов к ним под цифрами. Через определенное время вы поднимаете карточку с цифрой, под которой, по вашему мнению, находится правильный ответ. Жюри подсчитывает количество набранных вами баллов и 4 человека выбудут в 1 туре.
Во 2 туре участвует 6 человек. После более сложных заданий выбывают еще 3 участника. Если будет спорная ситуация – задаются дополнительные вопросы до 1 ошибки.
В 3 туре участвуют 3 финалиста и мы узнаем имя победителя нашей интеллектуальной игры-конкурса.
2.Выбор жюри.
(лучше 3 человека)
Кто выиграет, для нас пока секрет,
Но конкурс знатоков на это даст ответ.
Мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
От серьезного жюри
Вот вам пожелание:
Через труд придет победа,
Через труд и знания.

3. 1 тур: презентация, слайды 2-16 (анимация на правильные ответы)
Слайды 17-20 дополнительные для 1или 2 тура, если совпало количество очков у участников.
4. 2 тур: задания на карточках. Эти же задания: слайды 21-25 (задания и ответы)
1 Найдите каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедините линией.(6 экземпляров)
Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.
Держать ухо востро. В руки взять.
От рук отбиться. Ворон считать.
Во всю ивановскую (кричать). Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть. Не покладая рук.
В это время задания зрителям:
.Угадай, что это. Замени одним словом каждую фразу:
-Его вешают, приходя в уныние (нос).
- Его задирают, задаваясь.
-Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.
- Не цветы, а вянут. (уши)
-Не ладоши, а ими хлопают, если чего-нибудь не понимают.
-Не белье, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
--Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. (ветер)
-На него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
-Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить.(язык)
-Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко.
-Ее набирают в рот, когда молчат. (вода)

2. Ударение.(6 экземпляров)
а) 1. Нет ничего красивее персидского ковра.
2. На столе стояли вкусные торты.
3. Не следует баловать своих детей.
4. Они позвонят мне завтра.
5. В каталоге

3. Определи род имен существительных.(6 экземпляров)
Вермишель (ж .р.), шампунь (м .р.),кофе (м.р.),тушь (ж.р.),тюль.(м.р. ), рояль(м.р. ), лебедь. (м.р.), мозоль (ж.р.)
В это время задания зрителям:
Логически-поисковые задания.
 «Биться не на живот, а на смерть». О каком животе идет речь?
 Древнерусское словоПОРТО- мастерски шьет одежду. О каком современном слове идет речь?
 Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо». Что значит «деньги»?
 Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь?

4.Дополнительное (слайда нет)
Найди спрятанные в предложениях фамилии хорошо известных тебе писателей.
н/р: Никита, не надо краба ртом трогать.
 Кто запер родителей в темной комнате?
 Мама, а змея, рыба, комар, шакал – это все звери?

5. 3 тур(3 человека) - финал: слайд 26 и гиперссылки на 27-46 слайды.
Все заработанные баллы аннулируются, но первым начинает финал, игрок, набравший большее количество баллов.
Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают нашу речь. Услышав пословицу, мы невольно ее запоминаем. Главное в пословицах – они учат, но не грубо, а мягко и ненавязчиво. В старину говорили «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит». Понятно, что пословица относится к любому человеку: упустишь золотое время, не узнаешь чего-нибудь – потом не наверстаешь.

1 4 7
2 5 8
3 6 9
Тема финала – «пословицы». Перед вами таблица, в которой 9 ячеек. Вы выбираете число, за ним задание. За полный и правильный ответ вы получаете 1 балл.
1.Подбери пословицу.
Надо выбрать из правого ряда пословицу, аналогичную по смыслу пословице левого ряда.
Не все золото, что блестит. Как аукнется, так и откликнется.
Сытый голодного не разумеет.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Не сделавши дела – не хвались.
Рука руку моет.
2.Замени пословицами (участник может выбрать для замены любые 3)
Учись всю жизнь (Век живи – век учись).
Беречь время. (Делу время – потехе час).
Не болтай. (Держи язык за зубами).
Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь).
Не ссорься. (Лучше худой мир, чем добрая ссора).

3.Угадай пословицу. (участник может выбрать любые 3)
Каравай.- На чужой каравай рот не открывай.
Дерево. – Человек без друзей, что дерево без корней.
Кость. – Последнему гостю – кость. Незваный гость хуже татарина.
Сани.- Любишь кататься – люби и саночки возить.
Воробей.- слово не воробей, вылетит- не поймаешь.

4.По двум словам собери пословицу.
-Дело, мастер.(Дело мастера боится).
-Труд, лень.( Труд кормит, а лень портит).
-Встречают, провожают. (По одежке встречают, по уму провожают.)

5. Замените пословицы разных народов русскими пословицами с тем же смыслом.
-Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет).
-Тот, кто не учится, ходит в потемках. (Учение - свет, а неученье - тьма).

6.Из данных слов составьте пословицы.
Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. (В чужой монастырь со своим уставом не ходят).
Коню, не, в, дареному, зубы, смотрят. (Дареному коню в зубы не смотрят).

7.Назовите пословицу, которая подходит по смыслу данному тексту.
Лесной обычай.
Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свиснуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет шум и гам, устрашая врага.
(Один за всех, и все за одного).
8.Ответь на вопрос, вспомнив известную пословицу (участник может выбрать любые 3).
• Чего не вырубишь топором? (что написано пером).
• Когда приходит аппетит? (во время еды).
• Что любят деньги? (счет)
Дополнительные: (на слайде нет) или можно дать для разминки и лучшего понимания.
Где черти водятся? ( в тихом омуте).
Что знает кошка? (чье мясо съела).
Если своя, то не тянет.(ноша).
Порядковый номер блина, получившегося комом. (блин).
Они считаются классической парой. (сапоги)
Дорога к обеду (ложка).
9.Загадки в пословицах и поговорках.
(чем меньше понадобится подсказок, тем лучше: с 1 раза – 3 балла, со 2 -2б., с 3р -1балл.)
-например (разобрать):
–Лапки ее мягки, да когти остры.-3б.
-Чует она, чье мясо съела.-2б.
-Доброе слово и ей приятно. -1б. (кошка)
1. -Не гони его кнутом, гони овсом.
- Он копытом даст сдачи.
-Дареному ему в зубы не смотрят.(конь)

Дополнительные: (на слайде нет) или можно дать для разминки и лучшего понимания:
А. -Хлеб-соль ешь, а ее режь.
. -Она в огне не горит, и в воде не тонет.
-В ногах ее нет. (правда)
Б.- Оно пуще стрелы разит.
-Оно-серебро, молчание – золото.
-Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. (слово)
В. -Оно - лучший врач.
-Оно – деньги.
Дополнительные задания к финалу (слайдов нет):
10.Прочитай пословицы разных народов и попытайся подобрать к ним русские пословицы с тем же смыслом.
 Хочешь, чтоб были полны закрома, - вставай с криком петуха.(украинская) (Кто рано встает – тому Бог подает.)
 И в тихой воде есть крокодилы (Малайская). (В тихом омуте черти водятся.)
11.Узнай пословицу. Ребус:

6. Подведение итогов, слово жюри.
Наш конкурс хочу закончить словами Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.
Литература:
Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»:3-4 классы. М.:ВАКО,2009 (Мастерская учителя)
Ушаков Н.Н.. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.;Просвещение, 1978
Орго А.А. Олимпиадные занятия по русскому языку: Кн.для учителя: Из опыта работы. М.Просвещение,1994
О.Холодова «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных интересов»М: Росткнига, 2008.
Категория: Начальная школа | Добавил: svetikono (30.11.2016) | Автор: Кононенко Светлана Владимировна E
Просмотров: 1504 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]