Главная » Статьи » Начальная школа |
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА: «ПОГОВОРИМ О ЗДОРОВЬЕ»
Цели: • помочь ребятам осознать ценности здоровья; • дать необходимые сведения о сохранении здоровья в игровой форме; • научить полезным навыкам мобилизации организма. Инвентарь: бумага, цветные карандаши, фломастеры. Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы занятия. - Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Русская пословица говорит: «Береги здоровье смолоду». На наше здоровья влияют многие причины: мы дышим не совсем чистым воздухом, пьем не совсем чистую воду, едим «искусственные» продукты. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20%- состоянием окружающей среды и на 50% оно определяется образом жизни. Здоровье сохранить очень трудно. Однако многое зависит от нас. Давайте поразмышляем: • Что такое здоровье? • Как вы думаете, почему люди должны уделять внимание своему здоровью? • Как вы относитесь к своему здоровью? (4-5 минут) 3. Основная часть «Девяносто девять про¬центов счастья - это здоровье». Значит, если мы хотим быть счастливыми, мы должны вести здоровый образ жизни. А что такое здоровый образ жизни, мы попро¬буем выяснить вместе с нашими старыми знакомыми: Винни-Пухом, Кристофером Робином, Кроликом, ос¬ликом Иа-Иа и другими жителями Заповедного Леса. Давайте послушаем, что же происходит у наших дру¬зей. Болезни Винни-Пуха Однажды утром Кристофер Робин позвонил в зво¬нок домика под именем Сандерс. Помните, кто в нем живет? Вы абсолютно правы, в этом домике живет Винни-Пух. Только почему-то Кристоферу Робину ни¬кто не открыл дверь. - Странно, - подумал Кристофер Робин, - сегодня солнечный замечательный денек, и я так хотел позвать Пуха, погулять на Пуховой опушке. Куда он мог запропаститься? Тем более скоро уже одиннадцать часов, а в это время медвежонок всегда завтракает во второй раз. Мо¬жет, он пошел к своему другу Пятачку? Пойду поищу его. Впрочем, долго искать Винни-Пуха мальчику не пришлось. Он едва не споткнулся о медвежонка, ко¬торый сидел на пеньке посреди колючих кустарников. Подперев голову лапой, Пух грустно смотрел куда-то вдаль. - Винни! - позвал Кристофер своего друга. Но медвежонок даже не обернулся, продолжая что-то ворчать себе под нос. Кристофер Робин при¬слушался. Это была не шумелка, не пыхтелка и даже не ворчалка. - Пух, - еще раз окликнул мишку мальчик. - Что с тобой? - Холодно... мне холодно и скучно... - ответил мед¬вежонок. - Холодно? - удивился мальчик. Но ведь сегодня теплый замечательный денек. Может, ты заболел? Но Винни-Пух молчал. Тогда Кристофер Робин ре¬шил попробовать последний ход: - Винни-Пух, у меня дома есть целый горшочек меда! Даже это известие не обрадовало Винни-Пуха. Не иначе Винни серьезно заболел. Мальчик подхватил медвежонка на руки и побежал к себе домой, чтобы попросить маму помочь ему вылечить друга. Мама Кристофера Робина посадила Винни-Пуха на высокую табуретку и строго сказала: - Так, Пух, давай разберемся, что с тобой случи¬лось. - Ничего не случилось, - проворчал медвежо¬нок, - просто я не вижу солнышка (а вы-то помните, что был теплый летний денек) . - Все ясно. Твое солнышко заслонили вредные туч¬ки, которые нам нужно срочно разогнать. А сделать это можно только в том случае, если мы будем знать, какие это тучки. Отвечай мне честно, ты сегодня делал зарядку? - Нет, я вчера очень поздно лег спать, потому что смотрел по телевизору фильм ужасов. Утром мне было лень даже просыпаться, и зарядку я не делал. -А что ты ел на завтрак? -Только банку сгущенки, горшочек меда и четыре или пять пачек песочного печенья. И больше ничего... - Что еще тебя огорчило? - продолжала спраши¬вать мама Кристофера Робина, - Я поссорился с Пятачком... и с Иа-Иа... и с Тигрой, - грустно вздохнув, сказал медвежонок. - А вчера ты с ними гулял, вы играли вместе? - Нет, я не гуляю с ними. Мой дядя прислал мне приставку, я уже два дня в разные игры с компь¬ютером играю. - А стихи ты когда последний раз сочинял? Но медвежонок лишь еще раз печально вздохнул. Учитель. Давайте вместе подумаем. Что медвежонок сделал неправильно? Какие вредные тучки закрыли его солнышко? Дети отвечают; каждая вредная тучка подписыва¬ется и прикрепляется на солнышко, например: Давайте все вместе попробуем вылечить нашего друга. А чтобы разогнать вредные тучки, нам предстоит выполнить очень сложные задания. Вы готовы? Азбука здоровья Задание: составить «азбуку здоровья» и записать ее на специальных листах. Например; • А- антибиотики; • Б - больница; • В-витамины; врач; • З - зарядка; • П- питание и т.д. Комментарий: работа проходит по группам в те¬чение 3 минут плюс 2 минуты на оглашение результа¬тов. Каждой группе выдается лист бумаги, на котором написаны буквы. В зависимости от возраста ребят и построения занятия их может быть от пяти до десяти. Буквы могут повторяться. По истечении времени каж¬дая группа зачитывает свою «азбуку здоровья». Пре¬жде чем предложить ребятам составить азбуку, по-пробуйте составить ее сами, чтобы определить, какие буквы следует исключить из списков. Результаты этого задания не обсуждаются. Учитель: Здоровье во многом определяется количеством и качеством пищи. Современный рацион питания большинства определяется большим употреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение. Презентация «Правильное питание» (5 минут) Учитель: необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастка, походы и др. Ребята подготовили рисунки, на которых изображены их любимые виды спорта. (Защита рисунков) (5-7 минут) Врачебные советы Задание: • Придумать 10 полезных советов медвежонку: «Что¬бы быть всегда здоровым». (1 команда) • Составить правильное меню для Винни-Пуха (2 команда) • Придумать комплекс упражнений утренней зарядки (3 команда) Винни-Пуха. Комплекс №1 «Гномы» «Утром гномы в лес пошли» - Энергичная ходьба на месте. «По дороге гриб нашли» - наклон вперед, выпрямиться, руки на пояс. «А за ним-то -раз, два, три» - наклоны туловища из стороны в сторону. «Показались еще три!» - руки в стороны, затем вниз. «И пока грибы срывали», - наклоны вперед, руки к полу «Гномы в школу опоздали» - руки к щекам, горестно покачивая головой из стороны в сторону. «Побежали, заспешили» - бег на месте «И грибы все уронили!» - присесть. Комплекс №2 «Кот Тимоша» «Кот Тимоша жил на крыше» - руки поднять вверх «Ниже, в доме, жили мыши» - наклон вперед, руками дотронуться до пола «По стене взбирались мыши, не боясь кота на крыше» - руками «шагать» от голеностопа вверх по голени к коленям и по бедру «Караулил кот мышей, вынув пробки из ушей» - руки к ушам, прислушаться «Он готовил мышеловки» - ладони захлопнуть («мышеловка») «Но мышата были ловки» - попрыгать на месте, руки на пояс «Спрятавшись за спину Тишки, в прятки с ним играли мышки» - ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны. Комплекс №3 «Огород» «Повторяй за мной зарядку. В ней звук «Т» пришел на грядку» - шаги на месте «Тыква вот, а вот томат» - вытянуть руки влево, вправо. «Здесь капуста, здесь - салат» - наклониться к левой ноге, затем к правой. Выпрямиться «Тмин, картошка, артишок» - руки на пояс, к плечам, вверх. «И петрушки корешок» - руки опустить. «Все, что вырастили мы» - развести руки в стороны. «Будем есть мы до весны» - руки вниз, выпрямиться. Комплекс №4 «Индюк» «Ходит по двору индюк среди уток и подруг» - ходьба на месте; «Вдруг увидел он грача» - остановиться, удивленно посмотреть вниз; «Рассердился, сгоряча затопал» - потопать ногами; «Крыльями захлопал» - руками похлопать себя по бокам; «Весь раздулся словно шар» - руки на пояс, надуть щеки; «Или медный самовар» - сцепить округленные руки перед грудью; «Затряс бородою» - помотать головой, «поболтать» как индюк; «Понесся стремою» - бег на месте. Время на выполнение заданий -до 7 минут, вы¬ступления групп-до 3 минут. Комментарий; по ходу выполнения заданий вред¬ные тучки с солнышка снимаются. Учитель продолжает чтение рассказа про Винни-Пуха и его друзей. - Смотри, Пух, тучки с твоего солнышка совсем разбежались. А хочешь, я научу тебя и всех ребят де¬лать волшебные оживлялки? И если тебе когда-ни¬будь еще станет грустно или вредные тучки заслонят твое солнышко, ты устанешь или не захочешь выпол¬нять трудную работу, делай их, и настроение твое обязательно поднимется, - сказала мама Кристофера Робина. - И это очень важно не только для тебя, но и для твоих друзей и для всех, кто находится вокруг тебя -сказал Кристофер Робин. - Ведь каждый из нас живет в обществе. - Ура! - закричал медвежонок. - Я все понял! Я совсем здоров! И, кажется, мне пора подкрепиться. -Винни-Пух улыбнулся Кристоферу Робину, вежливо попрощался с его мамой и пошел домой. Учитель. А вы, ребята, теперь знаете, что такое здо¬ровый образ жизни? Почему здоровье че¬ловека важно не только для него, но и для окружающих его людей? Ученики обсуждают, предлагают свои варианты от¬ветов. Сам себе доктор Учитель. А теперь и мы с вами поучимся тому, чему мама Кристофера Робина научила Винни-Пуха, - умению пользоваться оживлялками. Оживлялка первая Сожми ладони перед грудью пальцами вверх, не дыши. Сдави изо всех сил основания ладоней, так чтобы руки задрожали. Мускулы груди и плеч напря¬жены. Теперь втяни живот и подтянись вверх, как буд¬то выглядываешь из окна. 10-15 секунд, и тебе станет жарко. Оживлялка вторая Разотри хорошенько уши ладонями - вначале мочки ушей, а потом целиком вверх - вниз, вперед - назад в течение 15-20 секунд. При этом поцокай язы¬ком, как лошадка. Оживлялка третья Дотянись языком до подбородка. Еще дальше, ну еще чуть-чуть, еще немножко! Повтори шесть раз. Оживлялка четвертая Улыбнись, разреши себе посмеяться. Для этого вначале достаточно сказать «Сы-ы-ы-ы-ыр!», а потом надавить на «хохотальную» точку - она на кончике носа - и произносить «хохотальные» звуки «Ха-ха-ха», или «Гы-гы-гы» - сначала медленно, потом все быстрее. И помни: смеются победители. Но, может, они победили, потому что смеялись? Оживлялка пятая Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук, моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и говорим вслух или про себя: «Я справлюсь! Я могу! Человек все может! Я ничего не боюсь!» Оживлялка шестая Закинь голову назад, выдвини вперед подборо¬док - так, чтобы кожа на шее натянулась. Затаи дыха¬ние, дыши тихо-тихо, еще тише, так тихо, как только это возможно, - и еще тише. Посиди так около мину¬ты. В голове ясно. Чуть-чуть напряги плечи, руки, по¬тянись - и за работу. Комментарий: оживлялки - это средство быстро¬го восстановления сил после перегрузки всех систем. Вы можете научить своих ребят применять их, как только они заметят первые признаки недомогания. Оживлялки лучше написать на листочках и раздавать как рецепты или повесить на стенде в классе. 4. Подведение итогов Учитель. Наше занятие подошло к концу. Для подведения итога я предлагаю в группах обсудить, заданные мною вопросы, и дать на них ответы • Вспомните Азбуку здоровья, какие полезные советы вы для себя возьмете? • Как вы считаете, какие полезные советы вы будете использовать, чтобы быть здоровыми? • Сформулируйте свои пожелания нашим гостям, своим родным и близки? Рефлексия - 3-5 минут, выступление каж¬дой группы - 7 -2 минуты. Учитель. Надеюсь, приключения Винни-Пуха помогут вам позаботиться не только о собственном здоровье, но и о здоро¬вье ваших родных. Научите всему, что вы сегодня узнали, сестер и братьев, родителей, бабушек и дедушек. Вдруг они этого еще не знают? | |
Просмотров: 903 | |
Всего комментариев: 0 | |