Главная » Статьи » Начальная школа |
Урок - путешествие "Квадрат и прямоугольник"
Цель урока: 1. Смогут различать квадрат и прямоугольник, аргументировать и делать выводы, определяя сходство и различие квадрата и прямоугольника. 2.Смогут построить прямоугольник и квадрат. Задачи урока: познакомить с квадратом и прямоугольником ; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат и прямоугольник на клетчатой бумаге; закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление. Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертежи; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 20; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Оборудование: учебник, карточки, презентация к уроку; карточки с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, многоугольник); сказочные герои. I Ход урока. II Орг.момент (слайд 2) Долгожданный дан звонок Начинается урок. Вот книжки на столе, а вот тетрадки Не хочется играть сегодня в прятки И недосуг дуть на корабль бумажный Сегодня у ребят урок очень важный. Садитесь. Давайте вспомним правила работы на уроке: Быть внимательным. Не отвлекаться. Быть активным. С каким настроением мы начинаем урок? (слайд3) III Основная часть урока. У нас сегодня необычный урок. Кому-то сказки надоели, А кто-то сказками пленён, И самое лучшее мгновенье Спасти героев наш закон.(слайд4) Мы отправляемся в путешествие с героями сказки братьев Грим « Белоснежка и 7 гномов». В каждой сказке есть маленькая часть правды. Они учат нас доброте, честности, уважению к взрослым. Сказка начинается… Жили в лесном домике Белоснежка и 7 братьев-гномов. Вот пошли однажды гномики на охоту и встретились со злой колдуньей. Заколдовала их она, окаменели гномы. Ждала их , ждала Белоснежка, но всё напрасно. Догадалась она, что попали гномы в беду. Решила она их спасти. Куда идти, где искать? Думала, думала Белоснежка и решила разработать план поискового маршрута. Поможем Белоснежке?! Перед вами лежат тетради, это будут наши поисковые листы. Открываем и создаем первую запись (число, классная работа). 1. Минутка чистописания. (слайд5) Для этого посмотрите на геометрические фигуры, какие цифры на них записаны? Какая здесь закономерность? Верно, числа записаны в определенной последовательности, через 5. Поэтому будем писать цифру 5. Отправилась Белоснежка в путь, взяла все самое необходимое и пошла по той же тропинке по которой ушли гномики. Подождите, а кто это под кустом? Да это же первый гномик. Он заколдован. Чтобы его расколдовать надо выполнить задание. 2.Устный счёт. (слайд 6,7) Решить цепочку примеров и назвать ответ. 12-4+2+10+1+4-5=20 15-10+10-8+2-3+40=46 20-10+3-3+50-60+5=5 17-9+7+5+2-2+40=60 Ожил гномик. Обрадовалась Белоснежка. Отправились они в путь на поиски других гномов. Вдруг ветки затрещали и показался на тропинке …( слайд 8) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) - Я отвезу вас к гномику, - сказал лось. А вот и река. Очень глубокая и мостика нет. Не сможет лось переправить их на другой берег. А там стоит избушка и возможно в ней второй гном. Посмотрела Белоснежка, что за конверт лежит на берегу реки? Открыла, а там письмо. «Эта речка не простая, а волшебная. Выполните задание «сравнить» работая в парах без ошибок и тогда появится мост» (Учитель раздает карточки каждой паре с заданием на сравнение, после проводится обмен карточками с соседними парами. Затем учитель вывешивает на доску лист с правильными ответами и подсчитывается результат) 8*18 14-7*17-10 8+4*7+6 15см*20см+10см 2дес*1дес 9ед Вот и появился волшебный мост через реку. Белоснежка и гном быстро добрались до избушки и нашли в ней гнома. Ожил наш гномик. Отправились они в путь втроём. 3.Работа над новым материалом. Сообщение темы урока. Идут они дальше и видят необыкновенный дворец. Как вы думаете, кто в нём живёт? ( геометрические фигуры) Встречает их хозяйка дворца, наука, которая изучает геометрические фигуры, госпожа Геометрия. - Я помогу вам отыскать гномиков, если вы будите внимательны и справитесь с моими заданиями. 1) Рассмотрите геометрические фигуры( слайд9). Назовите их(круг, квадрат, ромб, прямоугольник, четырехугольник) Какая из них лишняя? Почему? Как назвать одним словом остальные фигуры? Почему?(четырехугольники – имеют 4 стороны и 4 угла) Молодцы. Тема нашего урока «Квадрат и прямоугольник» Но, знаете, что каждая фигура имеет свое название. Вот это ромб, это четырехугольник, он так и называется. А кто знает, как называется эта фигура(квадрат). Посмотрите внимательно, какие отличия вы видите.(4 прямых угла, 4вершины, 4одинаковые стороны). Верно это квадрат и у него есть свои свойства Он давно знакомый мой Каждый угол в нём прямой Все четыре стороны Одинаковой длины Вам его представить рад А зовут его квадрат (слайд 10) Задание квадрата (слайд 11) А вот еще одна геометрическая фигура, а как же она называется (прямоугольник). Какие свойства вы видите у этой фигуры. (4 вершины, 4 угла, 4 стороны, но только противоположные стороны равны, две стороны которые длиннее называются длинной прямоугольника, а две другие шириной). Правило: Если все углы прямые И всего угла 4, Ну, а по 2 стороны, Противоположны и равны, Этот четырёхугольник Назовём прямоугольник.(слайд 12-13) Посмотрите ребята, а какие предметы в классе похожи на квадрат и прямоугольник? Устали? Отдохнем и физминутку проведем. 4.Физминутка (записана на грамзаписи) -А теперь открывайте свои путеводные листы,- говорит госпожа Геометрия,- и решите задачу, а после вы узнаете куда идти дальше.(Работа у доски) «Ученики на урок вырезали 8 квадратов и 7 прямоугольников. Сколько всего геометрических фигур вырезали ученики? Квадратов-8шт. Прямоугольников-7шт. ? 8+7=15(ф) Ответ: 15геометрических фигур Вот наш третий гномик расколдован. Нужно спешить и найти остальных гномиков. Во дворце Геометрии живут не только геометрические фигуры, но и птицы, звери. Посмотрите: Что за зверь лесной Встал как столбик, под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы? ( Заяц)(слайд 14) Он машет нам лапкой, куда же он нас зовет? Белоснежка и 3 гномика побежали за зайчиком. Так там же гном. Но какие там высокие кустарники , одним нам не справится. Нужно побыстрее разбиться на группы и выполнить задание. (Дети выбирают геометрические фигуры и делятся на группы) 1.Задание: Из полосок сложить квадрат и прямоугольник. (слайд 15-16) 2.Заданме:В конверте находятся разные геометрические фигуры, сложить (по выбору робота, домик, транспорт). Вот и 4 гномик спасен, спасибо большое всем. Осталось найти еще 3 гномов. Открывайте наши листы и выполним самостоятельную работу. Повторить правила работы с линейкой и карандашом. 1 вариант Построить квадрат со стороной 3см. 2вариант Построить прямоугольник со сторонами 4см и 2см Задание выполнено, скоро будет освобожден и 5 гном. Перед вами лежит квадрат какие геометрические фигуры можно получить из квадрата с помощью складывания(треугольник, прямоугольник, четырехугольник) Вот и 5 гномик освобождён. Вот и пришла пора попрощаться с госпожой Геометрией. А перед дальней дорогой нужно отдохнуть. 5.Физминутка Белоснежка с гномами отправилась дальше на поиски своих братьев. Идут они по лесу, а навстречу им … Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. ( медведь)(слайд 17) На помощь к Белоснежке пришел медведь он принес задание, нужно быстрее его выполнить и тогда медведь проводит их к гному. Решить примеры с объяснением 8+2 9+4 90-20 5+4 8+7 70-40 6+3 14-8 50+30 Наш гномик ожил, освободился от чар злой колдуньи. Осталось освободить последнего гнома. Вот он – под деревом. Нам вновь нужно разбиться на группы . Перед вами лежит таблица с цифрами это номера вопросов. Прослушав мой вопрос вы должны обсудить в команде правильно это высказывание или нет. Если да, то ставите +под этим номером, если нет, то ставите - 1. Верно ли, что в прямоугольнике все углы прямые? 2. Верно ли, что любой прямоугольник является квадратом? 3. Верно ли, что в прямоугольнике противоположные стороны равны? 4. Верно ли, что квадрат является прямоугольником? 5. Верно ли, что в квадрате все углы прямые? 6. Верно ли, что у квадрата все стороны равны? 1 2 3 4 5 6 Вот и 7 гномик расколдован .Очень обрадовались гномики и вместе с Белоснежкой отправились домой. А чтобы им было в дороге не скучно давайте решим логические задачи. - Гусь на одной лапке весит 5 кг. Сколько будет весить, если встанет на обе лапки? - Поезд состоит из 10 вагонов Аслан сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя в пятый от конца. В одном ли вагоне едут? - Змей – Горыныч приказал кузнецу сделать для его дворца 3 замка и к каждому замку 3 ключа -медный, серебряный, золотой. Сколько ключей должен сделать кузнец? - У стола 4 угла, если один угол отпилить, сколько углов станет у стола? - Что легче 1кг железа или 1кг ваты? 6.Итог урока. Наше путешествие подошло к концу. Скажите, над чем мы работали сегодня на уроке? Какая фигура называется прямоугольником? Квадратом? Можно ли квадрат и прямоугольник назвать четырёхугольником? Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры? Какие задания мы выполняли сегодня на уроке? 7. Д/з. Изготовить из цветной бумаги квадрат и прямоугольник 8.Рефлексия. Белоснежка и гномики вернулись домой. В сказочной стране наступила ночь, на небе зажглись звёзды. Я предлагаю вам зажечь звёзды на нашем небосклоне. Звёзды имеют разный цвет: розовый, жёлтый, красный. Чем краснее звезда, тем она холоднее. Но мы это не видим так как звезды расположены очень далеко. Если вы легко справлялись с заданиями – возьмите желтую звезду. Если не всё получалось, возникали трудности, но было интересно их преодолевать – возьмите розовую звезду. Если было сложно, трудно – красную. Подумайте, оцените свою работу на уроке. -Девочки. -Мальчики. Посмотрите, какой яркий небосвод у нас получился. Мы будем продолжать работу по теме на других уроках и стараться, чтобы красных звёзд было меньше. Сказочные герои говорят вам : « Спасибо за помощь»! А я говорю вам: « Спасибо за урок»!. | |
Просмотров: 970 | |
Всего комментариев: 0 | |