Главная » Статьи » Начальная школа

Урок - путешествие "Квадрат и прямоугольник"
Тема урока: Урок - путешествие «Квадрат и прямоугольник»

Цель урока: 1. Смогут различать квадрат и прямоугольник, аргументировать и делать выводы, определяя сходство и различие квадрата и прямоугольника.
2.Смогут построить прямоугольник и квадрат.
Задачи урока: познакомить с квадратом и прямоугольником ; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат и прямоугольник на клетчатой бумаге; закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертежи; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 20; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Оборудование: учебник, карточки, презентация к уроку; карточки с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, многоугольник); сказочные герои.

I Ход урока.
II Орг.момент (слайд 2)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня у ребят урок очень важный.
Садитесь.
Давайте вспомним правила работы на уроке:
Быть внимательным.
Не отвлекаться.
Быть активным.
С каким настроением мы начинаем урок? (слайд3)
III Основная часть урока.
У нас сегодня необычный урок.
Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленён,
И самое лучшее мгновенье
Спасти героев наш закон.(слайд4)
Мы отправляемся в путешествие с героями сказки братьев Грим
« Белоснежка и 7 гномов». В каждой сказке есть маленькая часть правды. Они учат нас доброте, честности, уважению к взрослым.
Сказка начинается…
Жили в лесном домике Белоснежка и 7 братьев-гномов. Вот пошли однажды гномики на охоту и встретились со злой колдуньей. Заколдовала их она, окаменели гномы. Ждала их , ждала Белоснежка, но всё напрасно. Догадалась она, что попали гномы в беду. Решила она их спасти. Куда идти, где искать? Думала, думала Белоснежка и решила разработать план поискового маршрута. Поможем Белоснежке?!
Перед вами лежат тетради, это будут наши поисковые листы. Открываем и создаем первую запись (число, классная работа).
1. Минутка чистописания. (слайд5) Для этого посмотрите на геометрические фигуры, какие цифры на них записаны? Какая здесь закономерность? Верно, числа записаны в определенной последовательности, через 5. Поэтому будем писать цифру 5.
Отправилась Белоснежка в путь, взяла все самое необходимое и пошла по той же тропинке по которой ушли гномики.
Подождите, а кто это под кустом? Да это же первый гномик. Он заколдован.
Чтобы его расколдовать надо выполнить задание.
2.Устный счёт. (слайд 6,7)
Решить цепочку примеров и назвать ответ.
12-4+2+10+1+4-5=20
15-10+10-8+2-3+40=46
20-10+3-3+50-60+5=5
17-9+7+5+2-2+40=60
Ожил гномик. Обрадовалась Белоснежка. Отправились они в путь на поиски других гномов.
Вдруг ветки затрещали и показался на тропинке …( слайд 8)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
- Я отвезу вас к гномику, - сказал лось.
А вот и река. Очень глубокая и мостика нет. Не сможет лось переправить их на другой берег. А там стоит избушка и возможно в ней второй гном. Посмотрела Белоснежка, что за конверт лежит на берегу реки? Открыла, а там письмо. «Эта речка не простая, а волшебная. Выполните задание «сравнить» работая в парах без ошибок и тогда появится мост»
(Учитель раздает карточки каждой паре с заданием на сравнение, после проводится обмен карточками с соседними парами. Затем учитель вывешивает на доску лист с правильными ответами и подсчитывается результат)
8*18
14-7*17-10
8+4*7+6
15см*20см+10см
2дес*1дес 9ед

Вот и появился волшебный мост через реку. Белоснежка и гном быстро добрались до избушки и нашли в ней гнома. Ожил наш гномик. Отправились они в путь втроём.
3.Работа над новым материалом. Сообщение темы урока.
Идут они дальше и видят необыкновенный дворец.
Как вы думаете, кто в нём живёт? ( геометрические фигуры)
Встречает их хозяйка дворца, наука, которая изучает геометрические фигуры, госпожа Геометрия.
- Я помогу вам отыскать гномиков, если вы будите внимательны и справитесь с моими заданиями.
1) Рассмотрите геометрические фигуры( слайд9). Назовите их(круг, квадрат, ромб, прямоугольник, четырехугольник)
Какая из них лишняя? Почему?
Как назвать одним словом остальные фигуры? Почему?(четырехугольники – имеют 4 стороны и 4 угла)
Молодцы. Тема нашего урока «Квадрат и прямоугольник» Но, знаете, что каждая фигура имеет свое название. Вот это ромб, это четырехугольник, он так и называется. А кто знает, как называется эта фигура(квадрат). Посмотрите внимательно, какие отличия вы видите.(4 прямых угла, 4вершины, 4одинаковые стороны). Верно это квадрат и у него есть свои свойства
Он давно знакомый мой
Каждый угол в нём прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его квадрат (слайд 10)
Задание квадрата (слайд 11)
А вот еще одна геометрическая фигура, а как же она называется (прямоугольник). Какие свойства вы видите у этой фигуры. (4 вершины, 4 угла, 4 стороны, но только противоположные стороны равны, две стороны которые длиннее называются длинной прямоугольника, а две другие шириной).
Правило:
Если все углы прямые
И всего угла 4,
Ну, а по 2 стороны,
Противоположны и равны,
Этот четырёхугольник
Назовём прямоугольник.(слайд 12-13)
Посмотрите ребята, а какие предметы в классе похожи на квадрат и прямоугольник?
Устали? Отдохнем и физминутку проведем.
4.Физминутка (записана на грамзаписи)
-А теперь открывайте свои путеводные листы,- говорит госпожа Геометрия,- и решите задачу, а после вы узнаете куда идти дальше.(Работа у доски)
«Ученики на урок вырезали 8 квадратов и 7 прямоугольников. Сколько всего геометрических фигур вырезали ученики?
Квадратов-8шт.
Прямоугольников-7шт. ?
8+7=15(ф)
Ответ: 15геометрических фигур
Вот наш третий гномик расколдован. Нужно спешить и найти остальных гномиков. Во дворце Геометрии живут не только геометрические фигуры, но и птицы, звери. Посмотрите:
Что за зверь лесной
Встал как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? ( Заяц)(слайд 14)
Он машет нам лапкой, куда же он нас зовет? Белоснежка и 3 гномика побежали за зайчиком. Так там же гном. Но какие там высокие кустарники , одним нам не справится. Нужно побыстрее разбиться на группы и выполнить задание. (Дети выбирают геометрические фигуры и делятся на группы)
1.Задание: Из полосок сложить квадрат и прямоугольник. (слайд 15-16)
2.Заданме:В конверте находятся разные геометрические фигуры, сложить (по выбору робота, домик, транспорт).
Вот и 4 гномик спасен, спасибо большое всем.
Осталось найти еще 3 гномов. Открывайте наши листы и выполним самостоятельную работу.
Повторить правила работы с линейкой и карандашом.
1 вариант Построить квадрат со стороной 3см.
2вариант Построить прямоугольник со сторонами 4см и 2см
Задание выполнено, скоро будет освобожден и 5 гном. Перед вами лежит квадрат какие геометрические фигуры можно получить из квадрата с помощью складывания(треугольник, прямоугольник, четырехугольник)
Вот и 5 гномик освобождён.
Вот и пришла пора попрощаться с госпожой Геометрией.
А перед дальней дорогой нужно отдохнуть.
5.Физминутка
Белоснежка с гномами отправилась дальше на поиски своих братьев.
Идут они по лесу, а навстречу им …
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. ( медведь)(слайд 17)
На помощь к Белоснежке пришел медведь он принес задание, нужно быстрее его выполнить и тогда медведь проводит их к гному.
Решить примеры с объяснением
8+2 9+4 90-20
5+4 8+7 70-40
6+3 14-8 50+30
Наш гномик ожил, освободился от чар злой колдуньи.
Осталось освободить последнего гнома. Вот он – под деревом.
Нам вновь нужно разбиться на группы . Перед вами лежит таблица с цифрами это номера вопросов. Прослушав мой вопрос вы должны обсудить в команде правильно это высказывание или нет. Если да, то ставите +под этим номером, если нет, то ставите -
1. Верно ли, что в прямоугольнике все углы прямые?
2. Верно ли, что любой прямоугольник является квадратом?
3. Верно ли, что в прямоугольнике противоположные стороны равны?
4. Верно ли, что квадрат является прямоугольником?
5. Верно ли, что в квадрате все углы прямые?
6. Верно ли, что у квадрата все стороны равны?

1 2 3 4 5 6


Вот и 7 гномик расколдован .Очень обрадовались гномики и вместе с Белоснежкой отправились домой. А чтобы им было в дороге не скучно давайте решим логические задачи.
- Гусь на одной лапке весит 5 кг. Сколько будет весить, если встанет на обе лапки?
- Поезд состоит из 10 вагонов Аслан сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя в пятый от конца. В одном ли вагоне едут?
- Змей – Горыныч приказал кузнецу сделать для его дворца 3 замка и к каждому замку 3 ключа -медный, серебряный, золотой. Сколько ключей должен сделать кузнец?
- У стола 4 угла, если один угол отпилить, сколько углов станет у стола?
- Что легче 1кг железа или 1кг ваты?
6.Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу.
Скажите, над чем мы работали сегодня на уроке?
Какая фигура называется прямоугольником?
Квадратом?
Можно ли квадрат и прямоугольник назвать четырёхугольником?
Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры?
Какие задания мы выполняли сегодня на уроке?
7. Д/з. Изготовить из цветной бумаги квадрат и прямоугольник
8.Рефлексия.
Белоснежка и гномики вернулись домой. В сказочной стране наступила ночь, на небе зажглись звёзды.
Я предлагаю вам зажечь звёзды на нашем небосклоне. Звёзды имеют разный цвет: розовый, жёлтый, красный. Чем краснее звезда, тем она холоднее. Но мы это не видим так как звезды расположены очень далеко.
Если вы легко справлялись с заданиями – возьмите желтую звезду.
Если не всё получалось, возникали трудности, но было интересно их преодолевать – возьмите розовую звезду.
Если было сложно, трудно – красную.
Подумайте, оцените свою работу на уроке.
-Девочки.
-Мальчики.
Посмотрите, какой яркий небосвод у нас получился.
Мы будем продолжать работу по теме на других уроках и стараться, чтобы красных звёзд было меньше.
Сказочные герои говорят вам : « Спасибо за помощь»!
А я говорю вам: « Спасибо за урок»!.
Категория: Начальная школа | Добавил: Таня (12.12.2016) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 877 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]