Главная » Статьи » Начальная школа |
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка посредством игровой деятельности
Введение…………………………………………………………... 3 Аналитическая часть…………………………………………… 6 1.1 Психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке………………………………………….. 6 1.2 Дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке…………………………………………… 8 Практическая часть…………………………………………….. 12 2.1 Использование занимательных элементов для активизации деятельности учащихся………………………... 12 2.2 Применение элементов игровой технологии в начальной школе………………………………………………... 15 Заключение………………………………………………………. 24 Библиография…………………………………………………… 25 Приложения……………………………………………………… 27 Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным, но в то же время полезным - вот задача первоначального обучения. К.Д. Ушинский Введение В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. Во всем педагогическом сообществе осознана необходимость привития интереса у учащихся к родному языку и умения самостоятельно пополнять свои знания. Это подтверждается современной ситуацией в образовании. К сожалению, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизация русского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с очень низким уровнем перевода). Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Наши СМИ не улучшают речь и грамотность учащихся. Речь политических деятелей страны не является образцом для подражания. Данные различных исследований подтверждают, что современные школьники слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, они не умеют выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время недостаточно разработаны подходы к познавательной активности учащихся в условиях современной школы. Все вышесказанное и определило актуальность моей работы. Актуальность темы «Способы активации деятельности школьников на уроках русского языка» подтверждается «Законом об образовании» и «Концепцией развития школы», где насущной задачей, стоящей перед школой, является формирование у каждого школьника активной жизненной позиции и воспитание патриотизма через любовь и интерес к родному языку. При написании работы мной были использованы исследования С.А. Псарёвой, Е.В. Ульяновой, Л.М. Головиной, И.Э. Унт. В работах С.А. Псарёвой значимыми для меня выступили идеи: а) необходимость выявления, учета и развития творческих способностей учащихся; б) приобщение школьников к многообразной творческой деятельности. В работах Е.В. Ульяновой наиболее важными считаю положение о воспитании общественно-активной творческой личности. В работах И.Э. Унт меня привлекла мысль о формировании человека самосовершенствующегося. В работах Л.М. Головиной самыми существенными выступили положения: а) развивать познавательные и творческие способности каждого ребенка; б) необходимость познания себя, самореализации личности в процессе учебной деятельности. Также важен опыт методистов: Е.В. Коротаевой, В.А. Сидоренкова, М.И. Крупенинниковой, С.В. Кульневич, Т.П. Ланоцениной, которые проводят идеи творческого взаимодействия учителя и учащегося при обучении русскому языку, проектирования самостоятельной работы учащихся через домашние задания, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Такие великие педагоги как, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский считали, что интерес представляет наиболее важный фактор построения процесса обучения. Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е.познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и навыками, при помощи которых обучаемый получает образование. Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, Цель данной работы: Проанализировать способы активации деятельности школьников на уроках русского языка. Задачи работы: 1. Рассмотреть психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке. 2. Проанализировать дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке. 3. Изучить способы активизации деятельности на уроках русского языка. 4. Сделать выводы. Аналитическая часть 1.1 Психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной. Советский философ М.С. Коган выделяет четыре блока: 1. Выработка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю мотивацию. 2. Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия. 3. Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими. 4. Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь. Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) – обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания. Ориентационный компонент – принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование. Содержательно-операционный – состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике). Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю. Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения. Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру. Можно выделить следующие типы познавательного действия: 1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания: а) предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов; б) действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса; в) действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений; г) выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования. 2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений: а) актуализация известных фактов; б) накопление новых фактов. 3. Действия по обобщению фактического материала: а) первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов); б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса. 4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности: а) нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном; б) применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений; в) использование обобщений в измененных ситуациях. 1.2 Дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке Активация учения школьников должна рассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности. Выделяют следующие уровни познавательной активности: 1. Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» 2. Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. 3. Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников. Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников. Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения. Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному. Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников. Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе. В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения – есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Признаки, характеризующие самостоятельную работу: а) наличие цели самостоятельной работы; б) наличие конкретного задания; в) четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы; г) определение формы проверки результата самостоятельной работы; д) обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание. Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы: 1. содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания; 2. содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности; 3. в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика. Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества. Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Практическая часть 2.1 Использование занимательных элементов для активизации деятельности учащихся Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, псевдотесты, тезаурусы, схемоконспекты, графические диктанты, трехуровневые карточки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету. Основу таких учебно-познавательных подходов составляют термины русского языка. Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии помогает работа с ребусами и кроссвордами. Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов русского языка. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия. Хотелось обратиться к довольно редкому для русского языка средству проверки знаний обучаемых, каковым является решение кроссвордов. Решение кроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца. Наряду с достоинствами у этого способа есть и свои недостатки, в первую очередь узкие границы использования. Как верно замечено Головиной Т.В., «подобным способом можно контролировать лишь знание основных определений и терминологии, позволяющих ученику правильно сформулировать свою мысль при и ответе и грамотно задать вопрос учителю». Наряду с элементами по решению кроссвордов и ребусов, можно использовать такие компоненты, как псевдотесты, схемоконспекты, графические диктанты, в которых ответы записываются определенными знаками, самостоятельные работы с различным уровнем сложности – разноуровневые карточки. При выполнении таких заданий учащиеся стремятся познать больше нового, их увлекают трудности, они испытывают удовлетворение от полученного результата, т.е. формируется учебно-познавательная деятельность. Примером системы таких заданий может служить набор псевдотестов, который предлагается учащимся на одном из этапов распределенного во времени закрепления. Приведенный мною в качестве примера псевдотест на тему «Осложненные предложения», свидетельствует о том, что с помощью таких заданий возможно объективно оценить уровень знаний учащихся. Вопросы псевдотеста не требуют от обучаемых знания никакой другой информации, кроме той, которую они изучали в процессе своего обучения. Одним из способов организации, призванных усвоить и закрепить знания, а также побуждать к дальнейшей учебной работе могут служить графические схемы (схемоконспекты). Заполнение схемы позволяет мысленно выстроить цепь рассуждений и соответственно расположить учебные понятия так, чтобы обучаемый получал удовлетворение от правильно выполненной работы. Такой способ позволит ускорить контрольную процедуру в учебном процессе. Для оценки знаний учащегося в учебно-познавательном процессе можно также использовать графические диктанты. Правильно составленный графический диктант представляет собой совокупность сбалансированных теоретических вопросов, утверждений. Количество вопросов в графическом диктанте по различным разделам должно быть таким, чтобы отразить основное содержание предмета. Графический диктант направлен на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащегося, заставляет мыслить логически, сравнивать, а также рассуждать. Интерес к изучаемому материалу вызывают трехуровневые карточки, которые дают возможность учащимся выбрать задание по своим способностям и уровню знаний, помогают учащимся испытать чувство эмоционального обогащения от сделанного, одновременно развивая сообразительность, находчивость, способствует более прочному усвоению знаний. Такие серии заданий позволяют активно включатся учащимся в учебный процесс предмета «Русский язык». Учащимся нравится работать с анаграммами, это повышает уровень творческого труда. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов. Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. Путем перестановки букв нужно составить слова и определить слово, относящееся к русскому языку. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл этого понятия, с точки зрения лингвистики (русского языка). Например: «АДПЕЖ, АОИТ, ТОРЛЯКУКАЛЬ, УХЛС. Падеж, нота, калькулятор, слух. Падеж – это словоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного, значение которого зависит не только от синтаксической функции, но и от связи с другими словами в словосочетании и предложении». Один из способов активизации деятельности учащихся является применение тезаурусов, которое позволяет запомнить базовые понятия по предмету, активизировать процесс обучения, упрощает процесс подготовки учащихся, развивает познавательные силы и поисковую деятельность обучаемых. Практическое применение тезаурусов дает очень хорошее запоминание учащимися основных лингвистических терминов. Все рассмотренные элементы занимательности доказывают то, что они дают возможность закреплять все основные разделы русского языка, основные единицы уровней, важнейшие термины, помогают заложить теоретическую базу, формируют коммуникативные качества, популяризируют предмет. Они заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память, помогают увидеть и объяснить многое в языке. Все это и активизирует учащихся на учебно-познавательную деятельность по предмету «Русский язык». 2.2 Применение элементов игровой технологии в начальной школе. В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, в зависимости от: - целей и задач учебной игры; - формы проведения; - способа организации; - степени сложности; - количественного состава участников. По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д. По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на “простые” (моноситуационные) и “сложные” (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры провожу как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. а) Кроссворды, как разновидность настольных игр, готовлю к уроку на школьной доске, листе ватмана или на отдельных карточках, служащих раздаточным материалом. Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Более целесообразным представляется показ его проекции на интерактивной доске. Это дает возможность записывать ответы и тут же их проверять. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика различна. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки. б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания. в) Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним. Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Например, при изучении темы «Грибы», провожу игру «Съедобный-несъедобный». Или при изучении темы «Дикие и домашние животные», провожу игру «Кто лишний?». Бросая мяч, задаю вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре. б) Топографический диктант. Под диктовку учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляется, используя изученные условные знаки плана). в) Топографическое письмо. Учащиеся записывают составленный ими текст (индивидуально или в парах), в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки. г) Определение природных зон, животных, растений и т.д. по иллюстрациям или по описанию. Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Их проводим как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Игры не требуют сложного оформления. Используем лишь детали костюмов. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги беру в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Игры-путешествия Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся предлагаю такую ситуацию: - Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали. После изучения темы «Природные зоны» предлагаю ситуацию, для повторения изученного ранее: - Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения. Или, при изучении темы «Ориентирование на местности»: - Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север. Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать. Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. 1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления признаков. 1. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь) 2. Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок - Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) 2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления. Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц) 3) В описании загадки использованы метафоры. 1. Много рук, а нога одна. (Дерево) 2. Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае Вереницею летят, Не воротятся назад. (Дни недели) 4) Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом - слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом. Кто играл в горелки летом, Да еще «горел» при этом, Называл он раз-другой Слог и первый и второй. Если дождь тебя застанет, По спине забарабанит, Чтоб насквозь ты не промок, Раскрываешь третий слог. Ты о целом слышал в школе И видал, конечно, в поле, Там, где линия земли С небом сходится вдали. (Горизонт) 5) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. 1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся. Оттолкнутся пружинистыми нохками и падают. Хоть куда упади - не страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки. Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок, всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок. (Кузнечики) 2. Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил. (Лягушки) Все это использую так же на обобщающих уроках в виде игры «КВН», «Кто хочет стать миллионером», «Звездный час». Моделирование При изучении некоторых тем природоведения мне помогает моделирование. Например, чтобы сформировать у детей представление о частицах, выполняем схематический рисунок, а так же готовим объемные модели из пластилина. Таким образом, показываю различие в расстояниях между частицами в твердом, жидком, газообразном веществе. Но разъясняю детям, что это условные обозначения. Важное место в учебном процессе занимает моделирование экологических связей и некоторых природных процессов. Например, создание моделей цепей питания, развитие растения из семени, развитие бабочки, лягушки, дыхание и питание растений. Для этого использую изображения растений, животных и т.д. и цветные стрелки. Модели строим на магнитной доске как демонстрационные, а так же на столах учащихся при индивидуальной и групповой работе. На современном этапе обучения моделирование можно строить с использованием интерак-тивной доски. Например, заполнив пустые окошки нужным изображением. Мультимедийные презентации Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия зрение, слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Расскажу, в какой последовательности я строю свою работу по созданию мультимедиа урока: -поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока; -выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point; -вставка текстовой информации, таблиц, схем; -оформление слайдов, анимация. Видеофильм Видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на детей, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность. Учебные фильмы применяю в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся: а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях; б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредственным наблюдениям; в) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие; г) с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями. Учебные фильмы на уроке использую, как источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательное средство при контроле знаний. Заключение Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации школьников. Библиография 1. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с. 2. Грищенко А.И. Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 47–53. 3. Еремеева Е.В. Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 249–257. 4. Ли В.Е. Применение компьютера на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 116–125. 5. Лунева Л.П. Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 53–58. 6. Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». – М.: Просвещение-АСТ, 2003. – 320 с. 7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980. – 268 с. 8. Ульянова Е.В. Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера // Русский язык в школе. – №5. – 2001. С. 18. 9. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 226 с. 10. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Просвещение-АСТ, 1997. – 430 с. 11. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 278 с. 12. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика, 1981. – 342 с. 13. Газман О.С. В школу – с игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С. 34. 14. Журнал начальная школа 6/1995,7/2009, 5/2010 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение Упражнение "Что на что похоже?" Учитель записывает на доске 10 слов. Дает детям задание придумать слова, связанные с ними по смыслу. Учитель. Прочитайте слово, написанное наверху, над чертой. Постарайтесь сразу вспомнить то, что связано с этим словом. Например, при чтении слова "лопата" вы представите, как она может выглядеть, подумайте, для чего она нужна, какого она может быть цвета. Выберите самое близкое, на ваш взгляд, слово, относящееся к лопате, и запишите его внизу, под чертой. Запись в тетради оформляется следующим образом. Каждая пара слов записывается в виде дроби: наверху написаны слова, предложенные учителем, внизу – ребенком. Учитель разбирает один пример. После выполнения задания дети читают свои примеры, происходит обсуждение, правильно ли придуманы слова. Учитель дает детям задание запомнить придуманные слова. На следующем занятии дети должны вспомнить их и еще раз записать. Упражнение "Разведчик-шифровальщик" Учитель дает детям задание расшифровать и запомнить, не записывая, зашифрованные двузначные числа. Это упражнение можно выполнять как игру. На доске записываются зашифрованные числа и ключ. ВА МК ВО КЕ СТ ИО Ключ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А М В Е К О С И П Т Учитель. Давайте сейчас поиграем в разведчиков, которым надо с помощью букв зашифровать разные числа. У разведчиков должна быть очень хорошая память. Им нужно многое помнить, но почти ничего нельзя записывать. А если уж приходится записывать что-то, то некоторые ценные сведения при записи приходится шифровать, чтобы никто не догадался, что это за информация. На доске буквами записано шесть чисел. С помощью ключа догадайтесь, что это за числа. Запомните их. Записывать эти числа нельзя. На выполнение этого задания дается одна минута. После этого дети отвечают. В конце этого же урока детям нужно предложить еще раз вспомнить числа, которые они расшифровали. Примечание: если детям трудно запомнить сразу шесть чисел, можно начать с четырех. Упражнение "Расшифруй и запомни" Детям предлагается семь зашифрованных слов и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова, запомнить их и выделить "лишнее" слово. Это упражнение, как и предыдущее, можно провести в форме игры. На доске записываются ключ и зашифрованные слова. Ключ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 а р о у с к л и ы в 6740 434675 43125 624 184 9265 521290 Учитель. Сейчас мы с вами опять поиграем в разведчиков. Будем учиться расшифровывать слова с помощью ключа. Прочитайте эти слова, запомните их. Записывать их пока не надо. Подумайте и скажите, какое слово здесь "лишнее". На выполнение этого задания вам дается две-три минуты. Дети выполняют задание, называют слова, выделяют "лишнее", обсуждают, почему именно это слово является "лишним". После этого учитель просит детей записать эти слова в тетрадь и запомнить. В конце этого же или на следующем уроке нужно вернуться к этому упражнению. Попросить детей, не заглядывая в тетрадь, вспомнить и назвать расшифрованные слова. Упражнение "Знакомые пословицы" Детям предлагаются зашифрованные пословицы: каждая пословица разбита на две части, каждой из них присвоен свой ключ. Детям нужно собрать пословицы и зашифровать. На доске написан ключ. Ключ: 0 – один раз отрежь... 1 – что посеешь... 2 – считают... 3 – не все золото... 4 – куй железо.. 5 – цыплят по осени... 6 – пока горячо... 7 – то и пожнешь... 8 – что блестит... 9 – семь раз отмерь... Учитель. Сейчас мы с вами опять станем разведчиками-шифровальщиками. Сначала вам нужно догадаться, какие пословицы здесь зашифрованы. Каждая пословица состоит из двух частей, поэтому должна быть зашифрована двумя цифрами. Зашифруйте пословицы в виде двузначных чисел. Запишите эти числа в тетради. На выполнение этого задания вам дается три минуты. Дети выполняют задание, затем происходит обсуждение ответов. Обязательно нужно остановиться на смысле пословиц, объяснить их коллективно. Учитель просит детей запомнить эти числа. Правильные ответы: 90, 17, 52, 38, 46. В конце урока учитель просит детей сначала вспомнить двузначные числа, а затем зашифрованные пословицы. Упражнение "Необычные примеры" В этом упражнении используется та же таблица-ключ, что и в предыдущем. Она должна быть записана на доске. Дети решают примеры, которые записаны необычным способом. Что посеешь + пока горячо = ? Семь раз отмерь: не все то золото = ? Куй железо х что посеешь = ? 10: цыплят по осени = ? Куй железо, пока горячо – Не все то золото, что блестит = ? Семь раз отмерь, один отрежь – Цыплят по осени считают = ? Учитель. Вам нужно решить зашифрованные примеры. Сначала расшифруйте их с помощью ключа, затем решите. Ответы запишите в тетради. Дети выполняют задание. Идет проверка ответов. Учитель просит учащихся запомнить ответы. В конце этого урока или на следующем занятии они вспоминают правильные ответы. Упражнение "Главный признак" Детям предлагается подобрать слово-признак к каждому из десяти написанных на доске слов. Учитель. На доске написано десять разных слов. Прочитайте их и к каждому подберите подходящее для него слово-признак. Слово-признак определяет свойство предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? Например, песок может быть желтым, горячим, мелким и т.п. Выберите самое близкое, на ваш взгляд, слово-признак и запишите его под чертой. Запись в тетради оформляется следующим образом: каждая пара слов записывается в виде дроби – наверху написаны слова, предложенные учителем, внизу – ребенком. Учитель разбирает один пример. Дети выполняют задание. Затем происходит обсуждение того, что написали учащиеся. Коллективно обсуждается, правильно ли подобраны слова-признаки. Учитель дает детям задание запомнить эти слова и подобранные к ним признаки. На следующем занятии учитель просит учащихся вспомнить попарно слова и подобранные к ним признаки, записать их в тетради, затем сравнить со своими записями на прошлом занятии. Упражнение "Третье слово" Учитель зачитывает шесть пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать его в тетрадь. Учитель. Сейчас я буду зачитывать вам пары слов. В каждой паре слова связаны между собой по смыслу. Вы подумайте, какое еще, на ваш взгляд, слово связано с ними по смыслу, и запишите его в тетрадь. Яйцо – курица (возможный ответ: цыпленок). Лес – дерево (возможный ответ: доска). Цветок – бабочка (возможный ответ: луг). Речка – лодка (возможный ответ: весла). Книга – страница (возможный ответ: рисунок). Дорога – машина (возможный ответ: водитель). После выполнения задания происходит обсуждение ответов детей. Учитель дает задание запомнить эти пары слов и придуманное слово. В конце урока учитель предлагает детям вспомнить 6 пар слов, к которым они придумывали третье слово. На следующем занятии учитель зачитывает детям первое слово из каждой пары и предлагает вспомнить второе и придуманное третье. Записать их в тетради | |
Просмотров: 2276 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |