Главная » Статьи » Начальная школа |
Игровая деятельность на уроках в начальной школе
“Игра-это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её бывает, бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства” С. Т. Шацкий. Игра – высшая ступень детского развития, развития человека этого периода. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё. Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, игровые моменты в начальной школе, призваны выполнять несколько функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Мотивацию к учебно-познавательной деятельности учащихся я осуществляю через игровые моменты на различных типах уроков. Я думаю, что перед каждым учителем стоит очень важная проблема: как организовать учебный процесс так, чтобы дети получали радость от учения. При поступлении ребёнка в школу характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается учебной деятельностью на второй план. Удивляются родители: “Он так рвался в школу: Почему он теперь не хочет учиться”? Одна из причин это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребёнка к процессу обучения в школе. Игра помогает первоклассникам адаптироваться и школе. В игре дети лучше знакомятся с функциями взрослых. В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребёнок эмоционально отзывается на неё, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил. Для того, чтобы ребёнок тянулся к знаниям, учебный процесс должен представлять для него интерес. А этого можно добиться в игровой деятельности. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Я использовала в своей работе дидактические игры, когда нужно было на самоподготовке повторить написание словарных слов, и мы играли в игру “Волшебная палочка” (Слова диктовал, тот ребёнок у кого оказывалась волшебная палочка). Эту игру можно использовать на комбинированных уроках, уроках повторения и закрепления. На этапе проверки знаний, проверке понимания учащимися изученного материала. Я в своей работе часто использую игры-путешествия, игры-поручения, игры– предположения, (“ что было бы ……”), игры– загадки, игры– беседы. Игры-загадки можно использовать на всех уроках без исключения. Так, например, я пользуюсь “Загадками-обманками” на уроках окружающего мира. Эти загадки всегда вызывают у малышей оживление, смех (случаются ошибки!), споры. На мой взгляд, они учат сомневаться, доказывать свою правоту. Очень любят ребята игровой момент на уроках математики “Весёлый счет”, где им приходится на слух определять количество предметов. Рифмованные задачи активизируют работу класса, вносят элемент занимательности, развивают воображение, внимание, мышление. Игры-путешествия – имеют сходство со сказкой, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное рассказывает, через необычное, простое через загадочное, трудное через преодолимое, необходимое через интересное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях, становятся близкими ребёнку, радует его. Например, игра -путешествие “Путешествие к Снежной королеве”. Какие существуют виды игр? Опираясь на концепцию Д.Б.Эльконина, выявили наиболее характерные виды игр: • игра – развлечение; • игра – упражнение; • сюжетная игра; • процессуально – подражательная игра; • традиционная игра. По классификации О.С.Газмана игры бывают: • подвижные; • сюжетно – ролевые; • компьютерные; • дидактические. Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребёнка не просто времяпровождение. Она для него учёба, труд, серьёзная форма воспитания. Заключение Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. | |
Просмотров: 774 | | |
Всего комментариев: 0 | |