Главная » Статьи » Начальная школа |
Урок-исследование по русскому языку во 2 классе "Орфограммы в слове"
Тема: « Орфограммы в слове » Цели урока: • обобщить знания о способах проверки орфограмм в слове • проверка уровня сформированности орфографических умений Задачи: • развивать умение не только слушать, но и слышать других; • развивать навыки орфографического взаимоконтроля; • воспитывать уважение к окружающим, аккуратность в выполнении работы; • создать благоприятные условия для работы, для настроя на успех, для развития положительных эмоций; • развивать рефлексию (умение определять то, что я знаю, от того, что я не знаю),самооценку, учебную самостоятельность; коммуникативные отношения • воспитывать интерес к изучению русского языка. Оборудование: презентация, каталог орфограмм, толковый словарь, орфографический словарь, «Бортовой журнал» каждому ученику. Ход урока: 1.Организационный момент. Необычный день у нас. Гости к нам пожаловали в класс. - Что гостям сказать нам надо? (-Видеть Вас мы очень рады!) -Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. -Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе - Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка. 2.Сообщение темы и цели урока. Мотивация. -Сегодня у нас не просто урок, посмотрите, как он называется? Слайд 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА -Продолжите мысль… Тема важная, потому что 1. Слышим 2. Пишем -Какие правила учат вас грамотному написанию слова? (Список схем-орфограмм) Слайд 3 -Чему мы должны научиться? -НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ Объяснять правописание слов; Уметь видеть и исправлять ошибки; Осуществлять самоконтроль -Должны -закрепить умение применять правила при написании слов - Оценить себя 3. Закрепление знаний и способов действий Слайд 4 -Тогда в путь! Отправляемся в морское путешествие в мир слов! - Наш корабль держит курс в открытый океан орфографических правил. - Запишем дату отправления в нашем бортовом журнале. Кто знает, что такое «Бортовой журнал»? Для чего он предназначен? - Запишите число, вид работы Слайд 5 - Отправляемся из порта Чистописания. Нам помогает…морячка ПЧАГ Пишу чисто, аккуратно, грамотно Вывод:-когда первые буквы нескольких слов образуют новое - называется аббревиатура( США, РК, ЦСК ) Слайд 6 1) - Повторим написание букв заглавной и строчной Кк в соединении с другими Отгадайте загадки: - Подумайте, куда мы с вами отправимся: Кругом вода, А с питьём – беда. (Океан) - На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие: Ходит город-великан На работу в океан. (Корабль) - Кто будет управлять нашим судном: Может, ты на корабле бывал И в руках держал штурвал? По океанам и морям Ведёт корабль … (Капитан) - Что поможет нам не сбиться в пути: И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой. Умещается в кармане, А ведёт нас за собой. (Компас) - Запишите отгадки в бортовом журнале, запомните написание этих слов: 2) океан корабль капитан компас 3) Большому кораблю – большое плаванье. - Прочитайте запись на доске. - Как вы понимаете это выражение, когда так говорят? - Спишите. Найди орфограммы. - Ответы детей……. Все: Хром читаем Большому кораблю – большое плаванье. Слайд 7 А вот и карта путешествия - Как она называется? - Что такое архипелаг? Архипелаг-это группа островов. - Что такое остров? Часть суши-участок земли, со всех сторон омываемый водой 1 остановка: Остров «Словарных слов» Слайд 8 - Пополним запас продуктов. - Запишите название продуктов принятых на борт. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением Помидоры, морковь, капуста, огурцы, картофель, чеснок, яблоки. Исследование словарных слов. а) Лексическое значение - Какие слова можно назвать одним словом? (Овощи) - Почему мы возьмём с собой так много овощей? - Какое слово ЛИШНЕЕ? б) Фонетическое значение - В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель) - В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста) в) Орфографическое значение - Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать? Вывод: Запомнить написание этих словарных слов Взаимопроверка. Взаимооценка. ( в парах) Слайд 9 2-я остановка «Остров безударных гласных » - Нас встречает королева Ударение. Почему у неё такое имя? - Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Выполните задание королевы Ударение, верните гласные назад. Но помните: Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А на письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный стал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья! Слайд 10 -Вставьте пропущенную букву. Запишите проверочное слово - Пользуясь памяткой: ед.ч. ↔ мн.ч. 1 ряд 2 ряд 3 ряд Хвойные л…са Боевые м…чи Фруктовые с…ды Рыжая л…са Футбольные м…чи Лисья н…ра Широкая ре…ка Холодная з…ма Большие ст…да Проверяем: команда 1 ряда?...2 ряда?...3ряда? (Дополнительные жетоны за увиденные другие орфограммы) Хвойные л е са- лес Боевые м е чи- меч Фруктовые с а ды-сад Рыжая лиса- лис Футбольные мячи-мяч Лисья нора- норы Широкая река- реки Холодная зима- зимы Большие стада- стадо Вывод:- если безударная вызывает сомнение, мы ее немедленно ставим под ударение, изменяем число предметов. Самооценка Слайд 11 Физминутка для глаз. «В морской пучине» Слайд 12 3-я остановка «Остров парных согласных» - На этом острове живёт принц Гласный и его свита Согласные - Вы должны показать умение обозначать на письме парные согласные: Чтоб поменьше было случаев неясных, И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтоб не путать звонких и глухих… Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Слайд 13 - Вставьте парную согласную в конце слова, напишите проверочное слово в скобках. Пользуйся памяткой: ед.ч. ↔ мн.ч. Олег бежит на пля.... На волнах плывёт пару…. Морские волны омывают бере…. За камнем прячется кра….. Пляж-пляжи, парус- паруса, берег-берега, краб- крабы, островки- остова - Проверка выполненного задания. (Дополнительные жетоны за увиденные другие орфограммы) Самоконтроль. Взаимооценка ( в парах) Вывод: парный согласный проверяю, рядом гласный подставляю.* ед.ч. ↔ мн.ч. - Вы, ребята , молодцы, гласных и согласных букв приятели. Вас теперь они зовут МЧС – спасатели. - Как расшифровать аббревиатуру МЧС? Слайд 14 4-я остановка Остров «Ошибок» - На этом острове много вулканов. Когда они извергаются, то земля сильно трясётся и некоторые буквы перемещаются, теряются - Исправьте ошибки, которые возникли из-за этого. - В детских журналах, во взрослых журналах исправляют ошибки КОРРЕКТОРЫ. В нашем бортовом журнале это сделаете вы! - Исправьте ошибки. Слайд 15 Открывается картина Астаны с подписью: Астона – сталица нашей родины. Это балшой и кросивый горот. • Корректоры. - Работая в паре, будьте дружны, помогайте друг другу. Помните: А как писать, неясно вам… ? Чтобы знать, Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро нужное искать. А словарь вам будет помогать Нашли ошибки! Будем корректировать. Объясните орфограммы (Жетоны за увиденные другие орфограммы) Взаимооценка Слайд 16 Физминутка «Золотая рыбка» Слайд 17 5-ая остановка «Остров пиратов». Слайд 18 - Чтобы никогда больше не встречаться с ними, вам нужно с ними поиграть - по звукам слово отгадать. -Угадайте слова и запишите их правильно в «Бортовом журнале» Проверяем…….1 ряд,…..2 ряд…..3 ряд Клюв, поход, мороз, лягушка, коньки, яблоко. Самооценка 4.Итог урока. Слайд 19 • Что нового узнали на уроке? 5.Рефлексия Сдайд 20 Оцени себя: 1. Кораблик - Я вижу в словах опасные места и умею их проверять. Хочу знать больше! 2. Кораблик -Я не всегда вижу в слове опасное место. Могу лучше! 3. Кораблик -Мне трудно, нужна помощь! sos 6.Информация о домашнем задании: записана в «Бортовом журнале» - Что понравилось на уроке? | |
Просмотров: 389 | | |
Всего комментариев: 0 | |